Суббота
22.09.2018
13:44
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ Азовский детский сад "Солнышко" (Омская о...
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [8]

Поиск

Главная » Статьи » Мои статьи

"Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры" Автор: Ф.С.Штеле

   Значение формирования представлений о сенсорных эталонах в жизни дошкольника велико, так как оно создаёт фундамент для развития видов мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Актуальность темы связана с требованиями ФГОС ДО к организации образовательного процесса на основе деятельностного, личностно - ориентированного подходов, реализации Программы в формах, специфических для детей раннего возраста (1 - 3года) — предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками.

   Методологической и теоретической базой данного опыта являются представления о сенсорном развитии детей дошкольного возраста, как о культуре общепринятых представлений о цвете, форме и других свойствах вещей, представления о возможности развития сенсорных способностей ребенка дошкольного возраста при восприятии цвета, формы и величины.

   Цель: повышение эффективности процесса формирования сенсорных представлений (эталонов ) у детей раннего возраста через дидактические игры и упражнения.

Для достижения этой цели были намечены следующие задачи:

‒ разработать систему дидактических игр и упражнений по формированию сенсорных эталонов у дошкольников;

‒ совершенствовать процесс развития сенсорных представлений путём включения дидактических игр и упражнений в тематическое планирование;

‒ развить наглядно - действенное, образное мышление, зрительное и слуховое внимание, зрительную и слуховую память;

‒ создать развивающую предметно - пространственную среду, способствующую эффективному процессу формирования эталонов цвета;

‒ повышать педагогическую компетентность родителей в вопросе развития сенсорных представлений у детей раннего возраста.

   При реализации опыта были использованы с детьми: игровые развивающие ситуации; развивающие игры; дидактические игры и упражнения с использованием бросового, природного, хозяйственно-бытового материалов, занятия с тактильными тренажёрами и пособиями; образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности и в ходе режимных моментов; совместная деятельность педагога и воспитанников (игровые ситуации; весёлые забавы); самостоятельная деятельность детей. С родителями: родительские собрания; консультации; дни открытых дверей; выставки совместных работ детей и родителей; оформление наглядной информации в уголке, информационных буклетов и выставок.

   Для успешного решения поставленных задач была изучена методическая литература и разработан перспективный план использования игр в работе с детьми раннего возраста по развитию сенсорных представлений.

   В группе была создана необходимая развивающая предметно-пространственная среда. Оформлена сенсорная зона, подобраны игры и игровое оборудование, направленные на сенсорное развитие: мозаики, пирамидки, наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень, разной величины вкладыши, игрушки с открывающимися деталями, логические домики, шнуровки, застёгивание пуговиц, кнопок, игры с карандашами, грецкими орехами и крупой, пальчиковый бассейн. Определённую ценность представляет центр «Песка и воды». Малышам нравятся игры с песком и водой, которые стимулируют развитие ручной и пальцевой моторики, способствуют снятию эмоционально-негативных реакций.

   Дидактические игры проводились в последовательности, распределяясь от простого к более сложному. Сначала развивались умения детей различать цвета, подбирая тождественные. Представления о цвете не связывала с названием цвета. Развивала у ребят зрительную и слуховую память, аналогичные виды внимания, наглядно – действенное мышление. Для этого использовались дидактические игры: «Божья коровка, найди свою полянку», «Подбери по цвету», «Собери бусы», «Цветная посуда», «Нарядим солнышко», «Собери шарики в стакан», «Собери цветик — семицветик», «Сложи пирамидку». Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключения: «Такой же шарик. Такая же палочка. Грибочки одинаковые. Варежки разные». Не все дети справлялись с поставленной задачей. Часть из них не могла правильно подобрать грибки, шарики, палочки по цвету. Чтобы поддержать их интерес, разнообразила дидактический материал: использовала игры-самоделки: «Улетающие шары», «Спрячь мышку», «Подбери чашки к блюдцам». В ходе проведения дидактических игр дети научились простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета.

   Особый интерес у малышей проявляется и к уголку ряженья. При одевании юбочки нужно было подобрать ободок такого же цвета, шортиков – галстук – бабочку. Работу по формированию сенсорных эталонов цвета продолжили в игровой ситуации «Дом». Кукле в зелёном платье нужно было налить чай в зелёную чашку и поставить на тарелку такого же цвета, кукле в синем платье соответственно поставить синюю чашку и синюю тарелку и т. д.

  Работа по восприятию цвета проводилась с учётом индивидуальных особенностей малышей. Детям, хорошо усвоившим материал, задания в дидактических играх усложнялись. Малышам, которым это давалось с трудом, предлагались задания в облегчённом варианте.

   Для решения сенсорных задач подобраны и сделаны своими руками дидактические игры, сенсорные панно, сенсорные книги: «Волшебная страна», «Помнём, пощупаем» и другие. Для закрепления цвета в группе были подобраны парные игрушки: мишки, зайчики, матрёшки. Слоники, куклы, мячики, шарики, как одинакового цвета, так и разного.

   Важную роль в успешном формировании представлений о сенсорных эталонах цвета играют родители. Когда они видят изменения в развитии своего ребёнка, отмечают появление новых качеств личности, они готовы помогать всегда и во всём педагогам. Были проведены и оформлены консультации: «Знакомство детей раннего возраста с цветом», «Восприятия цвета у детей раннего возраста», «Сенсорное воспитание раннего возраста», «Формирование у детей сенсорных эталонов в сенсорном воспитании», «Обучение восприятию цвета».

   Таким образом, включение дидактических игр и упражнений во все виды образовательной деятельности в условиях взаимодействия всех субъектов образовательных отношений повысило эффективность работы по формированию сенсорных представлений у детей раннего возраста. Системное использование игр и упражнений является эффективным средством формирования сенсорных представлений у детей раннего возраста.

Список использованной литературы:

1.Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2005. — 424с. Колос Г. Г.

2.Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. — М.: АРКТИ, 2011. Метиева Л. А., Удалова Э. Я.

3.Развитие сенсорной сферы детей. — М.: Просвещение, 2009. — 160 с. 4.Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета // Первые шаги: (Модель воспитания детей раннего возраста). — М.: 2002 — с. 303–310. Янушко Е. А.

5.Сенсорное развитие детей раннего возраста. — М.; Мозаика-Синтез, 2009. — 72с.
 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: sunness (15.06.2018)
Просмотров: 16 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените сайт нашего детского сада
Всего ответов: 173

Сайты ОУ Азовского района

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2018