Вторник
19.03.2024
08:19
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ Азовский детский сад "Солнышко" (Омская о...
Главная Регистрация Вход
Марина Егоровна Гафнер »
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Вчера! Сегодня! Завтра! [469]
Новости/
Объявления [20]
Вакансии. Для родителей. Для педагогов.
Мир прессы. [0]
Информация периодических изданий.

Поиск

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

«Овладение немецким языком дошкольниками на основе внедрения этнокультурного компонента»

учитель немецкого языка М.Е.Гафнер

 

 

 

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут.»
                                       Э.К.Суслова

 

 В современных условиях осуществляется переосмысление традиционных подходов. В связи с чем, происходит смещение акцентов с обучения немецкому языку на овладение общением на немецком языке, которое выступает в образовательном пространстве как приоритетная задача.

Важным признаком обновления сложившейся системы изучения немецкого языка детьми дошкольниками является постановка вопроса об одновременном овладении не только языком, но и культурой народа, для которого этот язык является родным.

Актуальность опыта

Общий анализ ситуации приводит к осознанию дефицитов и пробелов при овладении детьми немецким языком, которые становятся в последнее время особенно ощутимыми, поскольку потребность родителей в приобщении детей – дошкольников к освоению немецкого языка нередко остаётся неудовлетворённой.

Следует отметить успешно предпринятые в последнее время шаги в этом направлении, в частности наличие действующих кружков и детских воскресных групп, что, бесспорно, способствует повышению мотивации к изучению немецкого языка, как у родителей, так и у детей.     

Цель: Способствовать успешному овладению немецким языком дошкольниками, на основе внедрения этнокультурного компонента.

Задачи:

- формирование коммуникативных умений в сфере устной речи для общения со сверстниками и в семье;

- усвоение детьми доступных этнокультурных знаний;

- стимулирование интереса к немецкому языку и культуре, повышение мотивации к дальнейшему изучению;

- воспитание, при изучении немецкого языка, личностных качеств таких как: открытость, коммуникабельность, толерантность к другим культурам, традициям, привычкам, ценностям.

Теоретические основы этнокультурного компонента.

Как отмечают психологи и педагоги, в условиях овладения немецким языком у дошкольников:

-закладываются основы двуязычия;

-идёт приобщение к этнически важным культурным традициям;

-приобретается индивидуальный опыт изучения другого языка;

-приобретается индивидуальный опыт изучения другого языка;

-совершенствуются умения общения, установления контактов;

-расширяется кругозор за счёт знакомства с устным творчеством

(сказками, стихами, песнями);

- пробуждается интерес к семейным традициям, обычаям. привычкам;

-возникает мотивация к дальнейшему изучению немецкого языка в школе.

Разработка основ овладения немецким языком дошкольниками может опираться на отечественные научные достижения, в том числе, опыт новейшего времени (российская научная школа академика С. Запорожца, академика П.Гальперина).

В то же время, в современных условиях невозможно игнорировать получившие признание и распространение идеи зарубежных педагогов прошлого века Ж.Пиаже, Ф. Фрёбеля, М. Монтессори, П. Штайнера, которые в последнее время реализуются, в том числе. В практике овладения дошкольниками другим языком.

Можно сослаться в этой связи на опыт Германии, Италии, Швейцарии, Испании, Голландии и других стран, где дошкольники – дети из семей немецкого меньшинства изучают немецкий язык как второй - родной.

Ведущая педагогическая идея опыта – формированию интереса к немецкому языку и культуре, повышению мотивации к дальнейшему изучению немецкого языка в школе.

Опираясь на Концепцию совершенствования языковой работы в рамках этнокультурной деятельности самоорганизации российских немцев, принятую на Заседании совета по языковой работе, в последнее время особое внимание уделяется всесторонней разработке проблемы овладения немецким языком и этнической культурой детьми дошкольников.

Концепция овладения немецким языком с внедрением этнокультурного компонента отражает такие аспекты, как:

- учёт существующих в России нормативных актов применительно к ДОУ как особой категории учреждений воспитательно-образовательного профиля;

-отражение специфической ситуации немецкого меньшинства в России, заинтересованного в сохранении собственной этнической идентичности;

- определение оптимальных условий для овладения немецкого языка в рамках этнокультурного контекста;

- наличие благоприятных условий в ситуации приоритетного внимания к усвоению немецкого языка в дошкольном возрасте.

Процесс овладения немецким языком дошкольниками на основе этнокультурного компонента, включает в себя:

-погружение в немецкоязычное общение в рамках каждого занятия;

-приоритет аудитивного понимания по отношению к говорению;

-коммуникативная направленность при овладении речевыми средствами;

-деятельностно – игровая доминанта как основа усвоения немецкого языка;

-ситуативно-контекстный формат как условие внедрения этнокультурного компонента в содержание учебного процесса;

-ориентация на личностно-значимый результат владения немецким языком (я умею).

Данная концепция ориентирована на внедрение новой модели овладения дошкольниками немецким языком на основе опоры на этнокультурный контекст. Для реализации такой модели необходимо соблюдение целого ряда условий, которые обеспечивают создание основы для внедрения этнокультурного компонента.

Соблюдая эти условия, я использовала разработанную модель концепции в своей работе с дошкольниками. Для этого мною были внесены обновления содержания этнокультурных элементов, соответствующих возрастным особенностям детей – дошкольников, где  отражалась «модель» семейного общения в плане поведенческих характеристик. Использовала в овладении немецким языком приём «погружения», которое предполагает немецкоязычную доминанту во время общения с детьми на занятиях с учётом опоры на предметную и изобразительную наглядность, на мимику и жесты, что обеспечивает беспереводное понимание содержания общения. В основе учебного общения так же использовала структурированные коммуникативные ситуации, привычные для игровой познавательной деятельности детей этого возраста, как в семье, так и в общении со сверстниками. При овладении общением соблюдала условия использования современных интерактивных игровых, коммуникативных технологий, направленных на обязательную смену деятельности детей: от слушания – к говорению, от песни – к театрализации, от подвижных игр – к национальным традициям и праздникам. В выполнении с детьми соответствующих заданий на усвоение речевых средств общения, которое происходит на основе «включенности» всех каналов восприятия – зрительного, слухового, тактильного, вкусового и обонятельного, подготавливала необходимые учебные материалы.

Сопутствующий эффект внедрения этой модели состоит в том, что её реализация может способствовать возрождению этнического контекста для детей которых приступают к усвоению немецкого языка в дошкольном возрасте.

Идея овладения немецким языком детьми в раннем возрасте особенно привлекательна, поскольку известно, что изучение языков не только обогащает духовный мир детей, но и стимулирует общее умственное развитие

Эффективность занятия как основного формата овладения немецким языком обусловлено взаимодействием нескольких факторов, которые в совокупности определяют успешность учебного процесса. Важнейшим из них является создание и поддержание гармоничной атмосферы совместного творчества, взаимопонимания и взаимодействия между преподавателем и детьми.

Овладение немецким языком дошкольниками основывается на первоначальном формировании умения воспринимать на слух:

- слушать;

- слышать;

- понять ситуацию;

- понять смысл.

Важнейшим условием эффективности овладения языком детьми – дошкольниками является так называемое «многоканальное восприятии», т.е.

-опора не только на слуховое восприятие, но и «подключение» зрительного канала (увидеть, «открыть - обнаружить»);

-тактильных ощущений (потрогать, пощупать, определить форму).

Усвоение речевых средств на основе одновременного функционирования нескольких рецепторов восприятия многократно усиливает потенциал непроизвольного внимания, следствие чего достигается «целостность» образа или речевого поступка.

Организация «многоканального восприятия» оказывает положительное влияние на формирование «образного мышления», которое помогает памяти опираться на полученные впечатления. Не случайно в европейской дидактике принят слоган «в учении важна голова, сердце и руки» (Mit Kopf, Herz, und Hand lernen).

Предпосылкой усвоения речевых средств является их включенность в конкретный контекст - ситуацию, которые детерминируют соответствующее речевое поведение.

Именно ситуативный контекст:

-стимулирует понимание речевых средств;

-обеспечивает процесс «угадывания» - делает усвоение интересным, занимательным, эмоционально – насыщенным;

Ситуативность обуславливает предъявление преподавателем целых фрагментов речи – фраз, предложений.

Это положительно влияет на запоминание, поскольку ассоциативная память более устойчива к забыванию по сравнению с чисто механическим запоминанием не связанных между собой элементов языка. Более того, при появлении аналогичной ситуации в памяти непроизвольно всплывает вся фраза или предложение.

Прочность усвоения детьми ситуативно обусловленных реплик, высказываний достигается за счёт их использования в разных формах активной деятельности. Исходя из того, что в процессе овладения языком понимание на слух опережает говорение, дошкольники могут выполнять большое число заданий, которые не требуют вербального оформления собственной речи.

Основываясь на понимание диалога, дети могут выполнять задания, которые «сигнализируют» правильность понимания и обеспечивают, таким образом, обратную связь:

-группировать рисунки, картинки (кому принадлежат вещи?);

-соединить линией (описание зимы или осени);

-распределить рисунки (какие подарки для кого?);

-установить соответствие (название животного и его поведение) и др.

Двигательная активность, подвижные игры, ритмические движения, являются обязательным компонентом процесса овладения немецким языком.

 Дети усваивают речевое поведение в тесной связи с двигательными элементами значительно эффективнее уже потому, что любое такое задание вызывает положительные эмоции, интерес, азарт, развивает фантазию детей и креативность.

Мимические сценки, иллюстрирующие значение разных глаголов, жесты и мимика, передающие состояния и настроения, не только вызывают бурю эмоций, но непроизвольное и достаточно прочное запоминание речевых средств как на уровне отдельных фраз, так и целых сцен, воспроизводящих последовательность действий (TPR-Total-Physical-Respons-Methode- метод чисто физической реакции)

Задания в этом случае формулируется следующим образом:

-найди себе пару (поведение животного и название);

-представьте сюжетную сценку (жестами и мимикой);

-замените жестами обозначения цвета в диалогах и др.

Ритмические песни в сопровождении движений не могут оставить детей равнодушными, поскольку движения позволяют осознать и запомнить значение слова или целой фразы. Запоминание таких песен проходит быстро и эффективно служат удачным мостиком для перехода от одного вида заданий к другому.

Новизна подхода заключается в том, что этнокультурный компонент является интегративной частью содержательного контекста и поэтому появляется не спорадически (что имело место в прежнем формате), а представлен в общей структуре учебного процесса.

Это подтверждается тем фактом, что этнокультурный компонент получает отражение в описании целевых и содержательных параметров процесса усвоения немецкого языка в дошкольном возрасте.

Внедрение этнокультурного компонента в процесс овладения немецким языком дошкольниками призвано способствовать:

-решению воспитательных задач, направленных на формирование личностных качеств дошкольников, таких как открытость, готовность к взаимодействию при решении общих задач, коммуникабельность, толерантность к другим культурам, традициям, привычкам, манере поведения и прочее;

-формированию интереса к немецкому языку и культуре, повышению мотивации к дальнейшему изучению немецкого языка в школе;

-развитию когнитивных способностей, необходимых для успешного овладения другими языками.

Нельзя упускать из вида творческий потенциал дошкольников, которые охотно демонстрируют свои достижения в овладении немецкого языка.

Одним из важнейших показателей эффективности усвоения немецкого языка дошкольниками можно считать к примеру:

-участие в праздничных мероприятиях;

-сотрудничество дошкольников с  коллективами из центров встреч;

-организация совместных мероприятий центров встреч и дошкольников.

Одной из предпосылок эффективного усвоения немецкого языка является внедрение деятельностно - игровых приёмов, поскольку именно игровые формы:

-создают базу для формирования у детей социальной компетенции;

-приобщают дошкольников к командным формам деятельности;

-развивают личностные качества (толерантность, доброжелательность, ответственность и др.). Бесспорные преимущество игровых приёмов заключаются в том, что они развивают творческое мышление, быстроту реакции, интуицию фантазию и воображение. Более того игра «разряжает» обстановку, переключает внимание и создаёт условия для симуляции реального общения.

Применяя модели, схемы, формы, методы в работе по теме «Овладение немецким языком дошкольниками на основе внедрения этнокультурного компонента», в течение 2-лет, на базе МБДОУ Азовский детский сад «Солнышко» АННМР, я использовала  программу «Federleicht» - «лёгкое, как пёрышко», принятую коллективом  учителей немецкого языка на семинаре, в октябре 2011года.

В начале своей работы я столкнулась с проблемой подбора качественного диагностического материала. Поэтому опираясь на диагностику основной общеобразовательной программы детского сада, провела свою диагностику с помощью таблицы.

В обследовании принимали участие 10 детей подготовительной группы. Результаты обследования  детей подготовительной группы зафиксированы в таблице (приложение №5).

Полученные результаты обследования позволяют сделать следующие выводы: на момент проведения диагностики у детей выявился низкий уровень знаний. Дети не здороваются на немецком языке, не понимают разного вида команды, например: подойди, встань в круг, садись, пожалуйста, принеси и т.д., не составляют короткие предложения о временах года, о любимых животных, о семье, не владеют навыками обращения в диалогической форме к своим сверстникам, например: Как тебя зовут? Какое у тебя настроение? Не знают немецкие традиционные праздники, песни, стихи, национальную одежду, блюда и игры. Отсутствует познавательный интерес к немецкому народу и национальности.

Для реализации опытно-практической работы, мною были поставлены следующие задачи:

- привить интерес к обучению  немецкому языку, культуре, традициям и обычаям немецкого народа;

- воспитание у детей толерантного отношения к немецкому народу;

-обогащение словарного запаса;

Выделены условия для успешной реализации поставленных задач:

-творческий подход к отбору методической литературы,  занятий, бесед, игр с детьми;

-инновационный подход к использованию разнообразных методов и приёмов;

-оформление уголка по этнокультурному воспитанию в ДОУ, соответствующего темам и задачам;

-включение дидактических игр определённой тематики и содержания;

-организация праздников и развлечений в дошкольном учреждении;

-сотрудничество с коллегами из других детских учреждений, занимающимися проблемами этнокультурного воспитания;

-взаимосвязь с немецким центром;

Разработаны практические пособия и материалы для опытно-практической работы:

- годовой перспективный план «Овладение немецким языком дошкольниками» (приложение №1);

- картотека игр (приложение№2);

- конспекты занятий;

- наглядная информация по каждому занятию и празднику;

- методические пособия, стихи для чтения и заучивания;

- конспекты традиционных праздников (приложение №3)

- подборка песен, загадок к тематическим занятиям, праздникам;

- портфолио по ознакомлению дошкольниками немецким языком на основе внедрения этнокультурного компонента (приложение №4).

При овладении немецким языком дошкольниками на занятиях познавательного характера я использую следующие методы и формы работы:

-беседы с показом наглядного материала, игр (подвижные, пальчиковые, дидактические, настольно – печатные);

-факты об истории и современной культуре российских немцев доступные для данного возраста;

-ознакомление с особенностями, традициями, обычаями, национальной одеждой, традиционной кухней немецкого народа;

-знакомство с произведениями, детской литературой и фольклором немецкого народа (стихи, загадки, сказки, песни).

         В практической совместной деятельности использую изготовление поделок, рисунков, атрибутов к играм, масок и  костюмов к театрализации сказок, элементов национального костюма.

Мною оформлен уголок по этнокультурному воспитанию детей, содержание которого меняется и пополняется в зависимости от тематики.

Родители  групп сопричастны ко всем процессам, происходящим в  жизни и развитии детей, оказывают помощь в организации и в проведении досугов, встреч, экскурсий, праздников.

Непосредственное  участие родителей в процессе овладения дошкольниками немецким языком отражается в частности в том, что они «включаются» в учебный процесс и проявляют постоянное внимание:

- к усвоенным речевым действиям, предлагая продемонстрировать их дома;

- к изготовленным поделкам и рисункам, помогая с подбором материалов;

- к выученным песням, усваивая их от детей и исполняя совместно;

-к заданиям по подготовке следующего занятия, которое может включать перечень продуктов для изготовления немецкого блюда или помощь в подготовке национального костюма и др.

 Одна из совместных форм работы детей с родителями – проектная деятельность, «Моя родословная». Начиная с бабушек и дедушек, дети с родителями выстраивают свою родословную (с изображением фотографий или сами рисуют членов своей семьи). Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной укрепляет гуманистическую направленность развивающейся личности.

Овладение немецким языком дошкольниками  я использую дополнительную литературу такую как:   журнал « Schrumdirum»; вырезки из газеты « Ihre Zeitung», разработку Е.М. Шишкина – Фишер «Немецкие народные календарные обряды, обычаи, танцы и песни».

Согласно по принятой программы «Federleicht» основное внимание уделяется большим праздникам:

- «Adwent» Адвент предрождественское время;

- «Weinachte» Рождество;

- «Oster» Пасха.

Благодаря  этим праздникам  дети  узнают о традициях и обычаях немецкого народа.

Выстраивая свой педагогический процесс, стараюсь дать детям ту информацию, которой владею, преподнести её так, чтобы им в дальнейшем хотелось  узнать еще что-то новое. На этом наша деятельность не заканчивается, дети, придя домой, расспрашивают родителей, бабушек, дедушек, узнают из других источников новую и интересную информацию, которой в дальнейшем делятся со своими сверстниками.

На данном этапе своей работы я провела повторную диагностику, результаты которой зафиксированы в таблице. (приложение №6)

 Полученные результаты обследования позволяют сделать следующие выводы: на момент проведения диагностики у детей выявился оптимальный уровень знаний. Дети здороваются на немецком языке, представляют себя через стихотворение, понимают разного вида команды, например: подойди, встань в круг, садись, пожалуйста, принеси и т.д., составляют короткие предложения о времени года, о любимых животных, о семье, обращаются в диалогической форме к своим сверстникам, например: Как тебя зовут? Какое у тебя настроение? немецкие традиционные праздники, песни, стихи, национальную одежду, блюда и игры. Они с удовольствием отвечают на вопросы, рассматривают картинки, сами задают вопросы.  Познавательный интерес к немецкому народу и национальности проявляется у детей довольно ярко. При обследовании у детей проявлялся интерес, позитивность, внимание. Это видно при сравнительном анализе на начало и конец диагностирования. (приложение №7)

Я считаю, что в нашем дошкольном учреждении необходимо продолжить дальнейшую работу с дошкольниками по обучению немецкому языку, знакомить детей с культурой немецкого народа учитывая внимание и заинтересованность детей. Важно расширять, уточнять, углублять знания и представления детей.

Таким образом, я считаю, что овладение дошкольниками немецким языком на основе внедрения этнокультурного компонента: формирует у детей коммуникативные умения в сфере устной речи для общения со сверстниками и в семье; усваиваются детьми доступные знания этнокультурного компонента, что стимулирует интерес к немецкому языку и культуре, повышает мотивацию к дальнейшему изучению немецкого языка в школе; воспитывает, при изучении немецкого языка, личностные качества таких как: открытость, коммуникабельность, толерантность к другим культурам, традициям, привычкам, ценностям.

Архив записей

Наш опрос
Оцените сайт нашего детского сада
Всего ответов: 201

Сайты ОУ Азовского района

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024