Воскресенье
22.07.2018
19:07
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ Азовский детский сад "Солнышко" (Омская о...
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [8]

Поиск

Главная » Статьи » Мои статьи

"Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста". Автор: инструктор по физической культуре Н.Н.Гостева

   Большую часть своей трудовой деятельности я посвятила спорту, оздоровительной аэробике. Одновременно работая в спортивном комплексе тренером и в детском саду инструктором по физическому воспитанию, у меня возникла идея возможности использования элементов детской йоги с детьми дошкольного возраста для развития физических качеств.

   Если обратиться к ФГОС ДО, то самой первой задачей, на решение которой он направлен, является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».

   Слово «йога» произошло от санскритского корня йодж или йудж - «союз», «единение», «гармония», связь». Следовательно, йогу следует понимать как объединение трех начал человека: духовного, психического (эмоционального) и физического. Целенаправленное управление прогрессирующим развитием физических качеств у детей дошкольного возраста затрагивает комплекс естественных свойств организма и, тем самым, обуславливает количественные изменения его функциональных возможностей.

   Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера в свои силы. Поэтому, крайне важно организовывать регулярную двигательную активность именно в детстве, это позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие. Считаю, что игровые упражнения с элементами детской йоги послужат заменой не всегда интересных для детей строевых упражнений.

   В настоящее время наблюдается противоречие между социальным заказом общества и реальным состоянием здоровья детей. «Правильно» подобранные упражнения совсем не предполагают эффективности образовательной деятельности («правильного» развития). Чтобы «правильно» подобранные упражнения действительно способствовали развитию физических качеств, нужна мотивация, побуждение к действию, другие подходы и методы.

   В основе образовательной области «Физическое развитие», определенной ФГОС ДО, лежит приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств.

   Большинство специалистов в области детской двигательной деятельности определяют физические качества дошкольников старшего возраста как качества, характеризующие физическое развитие ребенка и его способности к двигательной деятельности, среди которых значатся четыре основные: сила, быстрота, выносливость, ловкость; дополнительно различают гибкость и так называемые комплексные качества, представляющие собой сочетание основных физических качеств. Воспитание физических качеств осуществляется в процессе выполнения физических упражнений, в том числе, с элементами йоги, и представляет собой целостный процесс, объединяющий отдельные взаимосвязанные стороны совершенствования физических, функциональных и психологических возможностей человека.

   Доктор психологических и философских наук А.А. Левшинов утверждает, что «…йога – это не спорт. Изменения, происходящие в человеке, практикующем йогу, затрагивают не только его тело, но и его ум, и душу, и все эти изменения – только в лучшую сторону. Если говорить о физическом аспекте йоги, то этот вид активности следует предпочесть, хотя бы потому, что в нем, в отличие от большинства видов спорта, практически невозможен травматизм». [4,с.3]

   Наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста является игровой метод, построенный на высоком эмоциональном тоне. Для того чтобы игровые упражнения позволяли добиваться эффективности развития тех или иных физических качеств, приоритетным методом своей работы считаю деятельностный подход. Убеждена, что развитие физических качеств осуществляется через мотивированную, разнообразную деятельность.

   При планировании учитываю индивидуальные потребности и возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации. Так же придерживаюсь основных принципов, определенных ФГОС ДО. Процесс рассчитан на 2 учебных года и носит системный характер. НОД проводится групповым способом 1 раз в 2 недели, ей предшествуют предварительные беседы с детьми и рассматривание иллюстраций. Стремлюсь всегда создать благоприятный психологический и эмоциональный климат, использую наглядный материал для популяризации здорового образа жизни, ситуационное обучение и сюжетный рассказ. Положительным моментом данных методов является то, что решая проблемы, поставленные в ситуационных заданиях, обучающийся становится как бы непосредственным участником ситуации, сюжета. У него подсознательно возникает мысль «Нужно успеть!» или «Я похож на кошку». Таким образом, у детей появляются, в том числе, и положительные мотивы к выполнению упражнений.

   Огромную роль имеют игры, соревнования, эстафеты. Важным условием обучения является создание общей ситуации успеха, здоровой конкуренции. У детей повышается двигательная активность, они учатся владеть собой. Работа в парах, в группах имеет мощное воспитательное действие, даёт понять важность присутствия чувства коллектива. Мотивацией к выполнению заданий является личный пример педагога в выполнении упражнений.

   Физические качества в детском саду дети проявляют в различных видах деятельности, в том числе воспитательных мероприятиях: ежегодно проводится Неделя здоровья, в рамках которой организуются КВН, конкурсные программы, конкурс плакатов, рисунков, спортивные состязания между обучающимися, родителями и детьми и др.

   Любая работа нацелена на результат. А результат в педагогике – категория многогранная. Успех, которого добился ребенок в деятельности, разве это не результат? Желание быть вместе с педагогом, гордиться собой, своей группой, детским садом, осознавать, что от тебя в жизни зависит многое - это залог высокого уровня образования и безопасного будущего нашего общества.

  • образом, можно отметить, что основные результаты деятельности свидетельствуют об эффективности осуществления воспитательно - образовательного процесса. Я получила высокую мотивацию к распространению моего опыта: оказываю индивидуальные консультации родителям, педагогам, провожу семейную йогу в рамках практического взаимодействия с родителями.

   Считаю, что мой опыт будет полезен педагогам системы дошкольного образования, неравнодушным к проблеме развития физических качеств у дошкольников. Простейшие игровые упражнения с элементами детской йоги родители и педагоги могут провести с детьми самостоятельно, комплексы рекомендую проводить коллегам после специального обучения.

   Перспективу своей педагогической деятельности вижу в дальнейшем развитии интереса родителей к дополнительным образовательным услугам, раскрывающим большие возможности для развития физических качеств, расширения спектра применения элементов детской йоги в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Список использованной литературы

1. Вавилова, Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать/Е.Н.Вавилова. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с.

2. Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость/ Е.Н.Вавилова. – М.: Просвещение,1981. – 96 с.

3. Игнатьева, Т.П. Практическая Хатха-йога для детей. Гармонизирующие комплексы/Т.П.Игнатьева. – СПб.: Нева, 2003. – 128 с.

4. Левшинов, А.А. Йога для детей. 100 лучших упражнений для укрепления здоровья/ А.А.Левшинов. – М.: АСТ, 2011. – 256 с.

5. Утробина, К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет/К.К.Утробина. – М.: ГНОМ и Д, 2003. – 128 с.

Категория: Мои статьи | Добавил: sunness (15.06.2018)
Просмотров: 12 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените сайт нашего детского сада
Всего ответов: 172

Сайты ОУ Азовского района

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2018