В процессе обучения и воспитания работа педагога связана с выявлением предпосылок детской одаренности. Психологи выделяют следующие признаки одаренности (эти признаки выявляю с помощью метода наблюдения): ребенок значительно опережает своих сверстников по интеллектуальному развитию; обладает обширным словарным запасом и начинает говорить гораздо раньше своих сверстников; необычайно любознателен и интересуется окружающим миром, постоянно задает вопросы; подвижен, но не гиперактивен, он способен сконцентрироваться на одном задании; имеет богатое воображение, отлично развита память, он легко передает услышанное.
Детская поэзия отражает внутреннюю картину мира ребенка, его понимания взаимосвязи явлений окружающего мира. Перед заучиванием я даю ребенку прослушать стихотворения, выбрать наиболее понравившиеся, при этом важно обсуждать смысл произведения. Разучивать нужно неторопливо, с расстановкой. Когда стихотворение выучено, дети могут читать его один лучше другого, как бы соревнуясь.
Замечу то, что каждый ребенок индивидуален, неповторим и нуждается в признании. Поэтому одной из форм организации досуговой деятельности вместе с родителями выбираем конкурс чтецов, который дает всем возможность для самореализации.
При планировании педагогической деятельности по развитию одаренности и способностей выстраиваю образовательную траекторию ребенка.
Образовательная траектория ребенка
Ф.И. ребенка: Даша Б. (имя и фамилия изменены)
Возраст: 6 лет
Образовательная организация: МБДОУ Азовский детский сад «Сонышко»
Группа: старшая
Индивидуальные особенности ребенка:
Состояние физического развития: соответствует возрасту.
Особенность нервно-психического развития (внимание: устойчиво, концентрация высокая; мышление: умеет обобщать понятия «овощи», «фрукты», «посуда», «мебель» и т.д. (соответственно тематике программы), может анализировать ситуации морального, эстетического содержания, сделать простые выводы; хорошо развита механическая и смысловая память.
Эмоционально-волевая сфера – чаще всего гармоничный фон настроения, радуется при встрече со знакомым взрослым, детьми группы.
Речь развита соответственно возрасту, общается со сверстниками и знакомыми взрослыми достаточно свободно.
Личностные черты – поручения воспитателя стремится делать правильно, старательна; группе сверстников – лидер.
Особенность поведения – когда наступает усталость, возникает впечатление, что девочка о чем-то задумалась, т.о. у нее происходит кратковременный отдых.
Характер взаимоотношений с детьми – дружелюбный, лидер; родителями – гармоничные взаимоотношения, может выразить несогласие, если что-то не нравится; с педагогами – послушна, внимательна, задает вопросы по интересующей теме.
Интересы и склонности: любит читать стихотворения, рисовать, петь сольно, танцевать.
Мотивация – высокая, содержательная.
Игры – познавательные, сюжетно-ролевые с большим спектром ролей, лидер.
КГН- сформированы на высоком уровне.
Цель: развитие творческих способностей в декламации стихотворений.
Задачи:
1.Выявить область интересов в прослушивании детских поэтических произведениях.
2.Выявить особенности восприятия и запоминания стихотворного текста.
3.Подготовка к конкурсным выступлениям различных уровней.
Факторы, обуславливающие индивидуализацию образования.
Природно-географический фактор: ребенок проживает в с.Азово, приезжает в д/с с мамой на машине, посещает детский сад постоянно, пропускает посещение ОУ в основном по причине ОРВИ.
Информационно-образовательная среда: достаточно обогащена для развития ребенка по данному и смежным направлениям, девочка видит примеры правильного прочтения стихотворения: педагог предлагает варианты прочтения, ребенок вслушивается в мелодику текста, выбирает интонацию, воспитателем проводится мастер-класс для родителей, просматриваются конкурсные материалы; участие в конкурсах.
Семейное пространство: мама и папа уделяют внимание дочери, среда достаточно обогащена, родители читают сказки и поэзию девочке вслух, с интонацией.
Условия, необходимые для обеспечения индивидуализации образования ребенка.
Создание безопасной и насыщенной предметно-пространственной среды для реализации ребенком своих замыслов индивидуально или вместе с другими детьми – установка театральной ширмы, куклы, обогащение библиотечного материала, прослушивание аудиосказок.
Поддержка и инициирование взаимодействия с другими участниками образовательных отношений - обыгрывание небольших театрализованных постановок («Кошкин дом», потешки, «Пузырь, Соломинка и Лапоть», «Колобок») и т.д. перед аудиторией взрослых и детьми из других групп ДОО.
Знание и принятие взрослыми индивидуальных особенностей ребенка – стесняется, если остановить и показать правильную интонацию. Лучше прослушать читаемое ребенком произведение, показать правильное прочтение в «трудных» моментах. Хорошо держит дыхание при прочтении.
Готовность взрослых отступить в том случае, если их инициатива не принимается детьми – бывает, что у девочки снижен фон настроения утром, следовательно, к деятельности приступаем после игры со сверстниками.
Гарантированное наличие у детей времени для свободной деятельности – это время есть в утренние часы: 30 минут, на прогулке – около 1 часа, до сна, 1, 5 часа вечером.
Амплификация (обогащение) детского развития – выступление на конкурсах чтецов, участие в детских театральных постановках, утренниках.
Реализация дополнительных образовательных программ – этнокультурный кружок, на которых есть упражнения на интонацию, заучивание стихотворений на немецком языке.
Возможность выбора (содержания, вида деятельности, материалов, места и способов действий, партнерства) – выбор стихотворения по иллюстрациям в книгах, по содержанию и названию после прочтения педагогом или родителями.
Способность ребенка выбирать из своих многочисленных желаний, те, за реализацию которых он готов нести ответственность – высоко развит интерес к художественно – эстетическому направлению.
Поддержка в ходе поисков, проб и ошибок при реализации собственных желаний – одобрение, обратить внимание ребенка на то, что есть различные по характеру стихотворения: веселые, грустные, мечтательные, жалостливые, радостные и т.д.
Педагогические стратегии, обуславливающие индивидуализацию образования ребенка.
Метод реагирования (модель трех вопросов: Что знаем?- Что хотим узнать?- Как можем узнать?) – разработка проекта «Мои любимые стихотворения».
Работа небольшими подгруппами – чтение в паре, тройке.
Обеспечение взрослыми гибкости в инициированной ими деятельности – выбор стихотворения по желанию ребенка.
Свобода участия или неучастия в предлагаемой взрослым деятельности – участие по предложению, вступление в деятельность по мере возникновения желания.
Тщательный отбор материалов – отбор стихотворений на русском и немецком языках.
Метод «строительных лесов» выбор стихотворений от простого к сложному.
Иррадиирущее обучение – в последний год обучения и воспитания в ДОО – ребенок может показать, как правильно прочитать и выучить стихотворение младшим, и тем детям, которые отсутствовали на кружке по раннему обучению немецкого языка, пропускали дни по болезни, когда заучивали считалки, потешки, скороговорки в течение дня.
Оценка эффективности педагогических действий.
1.По истечении 2 месяцев наблюдение за: спонтанным поведением при прочтении стихотворений, произведений устного народного творчества (показатель – отсутствие монотонности при прочтении; выразительность интонации, правильная передача мелодики текста).
2. Рост мотивации к декламированию.
3. Успешное выступление на внутренних конкурсах.
4.Успешное выступление на конкурсах и фестивалях различных уровней.
Список использованной литературы:
- Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. Пособие для воспитателей и родителей – 3-е изд. – М.: МПСИ, Флинта, 2004. – 144 с.
- Егупова В.А. Изучаю мир вокруг: для одаренных детей 5-6 лет. – М., 2010. – 160 с.
- Одаренность и возраст: Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учебное пособие / Под ред. А.М. Матюшкина. – М., 2004. – 192 с.
|