В рамках модернизации образования становится актуальным поиск новых моделей и форм организаций деятельности детей в условиях ДОО. Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания, реализует актуальную на сегодня задачу современного образования – осуществляет подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности; сочетает эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей; дает возможность попробовать собственные силы каждому ребенку в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность.
В ходе проведения опроса родителей (законных представителей) воспитанников МБДОУ Азовского детского сада «Солнышко», мы выяснили, что не все дети были в музее, многие дети не знают, что такое музей. Поэтому, решили восполнить этот пробел созданием музея как оптимального средства передачи информации для ребенка. Но в условиях детского сада создание экспозиций, которые соответствовали бы всем требованиям музейного дела, практически невозможно. Поэтому мы организовали мини-музей. В нашей педагогической деятельности мы руководствовались движением от глобальных проблем к решению задач в рамках ООП МБДОУ Азовского детского сада «Солнышко».
Педагоги должны с раннего детства давать детям элементарные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, вызвать эстетические переживания, умение сопереживать живым существам, т. е. воспитать осознание того, что люди не имеют права уничтожать то, что создала природа. Мы закладываем в сознание детей ощущение мира как дома, показывая, что жильцы дома планета Земля, уживаются и воздействуют друг на друга. Наша задача - помочь дошкольникам получить знания о природе и на этой основе сформировать желание ее сохранять.
Важной составной частью всех экосистем планеты являются птицы. Птицы регулируют численность насекомых, распространяют семена растений, являются санитарами леса, занимают важное место в цепи питания живых организмов. Важное место они занимают и в научных исследованиях. И, наконец, человек наслаждается пением и красотой птиц, культивируя свои эстетические чувства. В последние годы описано множество случаев массовой гибели птиц из – за хозяйственной деятельности человека. Проблема сохранения и охраны всех видов птиц является проблемой всего человеческого сообщества.
В ходе мониторинга выявилось, что у детей недостаточно знаний о птицах, они путают зимующих и перелётных птиц. Также у дошкольников старшего возраста недостаточно развито понимание необходимости заботы о птицах.
Поэтому наш творческий коллектив поставил цель: с помощью открытия мини – музея «Мир птиц» и деятельности в нем расширить знания детей о птицах, их образе жизни, и поведении, а также воспитать бережное отношение к пернатым Омского Прииртышья.
Для достижении цели нами поставлены задачи:
- формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на Земле;
- развивать интерес к жизни птиц нашего края;
- ознакомить с художественной литературой о птицах, привлечь детей к участию в драматизации небольших отрывков произведений;
- учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении птиц, познакомить с пословицами и поговорками, чистоговорками о птицах, формировать умение чётко произносить их;
- воспитывать бережное отношение к птицам.
Участники: воспитатели, дети старшей группы, родители, учитель-логопед.
Для решения задач использовали формы и методы работы: беседы; наблюдения за птицами; создание альбомов: «Зимующие птицы», «Перелётные птицы»; создание папки: «Правила поведения в природе»; детские проекты: «Птицы Омской области»; оформление газеты: «Берегите птиц»; подборка стихотворений, загадок, пословиц, поговорок; выставки рисунков и поделок; чтение художественной литературы; просмотр познавательных мультфильмов; праздник «Прилёт птиц».
Этапы реализации проекта работы над мини – музеем:
Организационный этап: изучение материала по теме; разработка эскиза мини - музея; анкетирование родителей, изучение уровня знаний старших дошкольников о птицах; индивидуальная работа с семьями воспитанников по проектной деятельности.
Основной этап: сбор материала для выставки мини - музея; оформление экспонатов.
Заключительный этап: открытие мини – музея «Мир птиц» с приглашением детей и их родителей, педагогов; размещение информации и методических материалов на сайте МБДОУ; оформление фотоколлажа, презентаций, буклетов по результатам реализации проекта.
Ожидаемый результат: изучая птиц нашего края и наблюдая за ними, помогая им, у детей расширятся знания о мире пернатых Омского Прииртышья, сформируются положительное эмоциональное отношение к миру природы, навыки ухода за птицами. Дети научаться относиться к себе как к части природы, практическим действиям по ее охране. У дошкольников сформируются навыки наблюдения, будет закладываться фундамент к развитию аналитико – синтетической, обобщающей функции мыслительной деятельности. У дошкольников сформируются простейшие навыки самоконтроля.
Через 2 недели функционирования мини – музея «Мир птиц» мы получили результаты:
1. Знания детей старшего дошкольного возраста о птицах расширились, повысился познавательный интерес.
2. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих.
3. Разработаны и представлены детские проекты на тему «Птицы Омского Прииртышья».
4. Дети научились правильно подкармливать птиц.
5. У многих дошкольников появилось заботливое отношение к птицам (дети каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц).
Список литературы:
- Микляева Н.В.; Лагутина Н.Ф. «Музей в детском саду» (Беседы, экскурсии, творческие мастерские) – М.:ТЦ Сфера, 2008
- Морозова А.Н. «Музейная педагогика: Из опыта методической работы» под ред. А.Н.Морозовой, О.В.Мельниковой.- М.: ТЦ Сфера, 2006
- «Омское Прииртышье» - программа для дошкольных образовательных организаций/ Л.В.Борцова, Е.Н.Гаврилова, М.В.Зенова, Т.А.Чернобай и др.Омск: БОУ ДО «ИРООО», 2014.
- Чумалова Т.В. «Музейная педагогика для дошкольников» - Дошкольное воспитание, 2015, № 10.
- ЧумаловаТ.В. «Основные принципы музейной педагогики» - Дошкольное воспитание,2008, №3.
|