Методическая помощь в организации прогулки для детей дошкольного возраста.
«Природа есть один из могущественных агентов в воспитании
человека, и самое тщательное воспитание без участия
этого агента всегда будет отзываться сухостью,
односторонностью, неприятной искусственностью»
К.Д.Ушинский
В настоящее время важность и польза прогулки для дошкольников доказана многими специалистами, регламентирована продолжительность для каждого возраста. Закаливающее действие колебания температур, открытое пространство, общение с природой – все это благотворно сказывается на растущем организме, укрепляет физическое и психологическое состояние ребенка. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Такое познание осуществляется детьми в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. Перед учеными и практиками стоит задача осуществления эколого-валеологического образования, начиная с дошкольного детства, с позиций становления методологических основ, содержания и методических подходов. В целях обновления и пополнения методических материалов я начала работу по составлению прогулочных карт, содержание которых соответствует возрастному развитию, отвечает потребностям ребенка в физической активности, в познавательном, эмоциональном развитии. Педагоги апробировали их в учебно-воспитательном процессе. В проведении прогулки хорошо ориентируются воспитатели со стажем, но когда приходит молодой педагог, то справиться с потоком информации ему достаточно трудно. Поэтому на методическом совете было принято решение составить банк прогулочных карт для каждой возрастной группы. Полезными будут консультации для воспитателей: «Занимательная физкультура для дошкольников», «Народные забавы и игры в воспитании дошкольников», «Роль художественного слова в эстетическом воспитании»; семинары: «Организация двигательной активности дошкольников в совместной деятельности», «Особенности составления и использования прогулочных карт».
Условием успешного развития и воспитания детей на свежем воздухе является одновременное сочетание необходимых компонентов:
- Наблюдение за живой/неживой природой.
- Игровая деятельность.
- Трудовая деятельность.
- Индивидуальная работа.
- Самостоятельная деятельность детей.
Последовательность составных частей зависит от предыдущей деятельности, от времени года, от индивидуально-возрастных особенностей, от познавательных интересов детей. Воспитатель может дополнить или заменить содержание частей на своё усмотрение, доработав карты, пополнив методическую копилку.
Подготовка к прогулке происходит еще в группе: можно посмотреть в окно, сказать, что нас на участке ожидает сюрприз, или кто-то ждет (это может быть игрушка, приготовленная заранее), и сюжет прогулки закрутится вокруг этого момента, существенно не изменяя содержания карты.
Необходимо подключать художественное слово: оно поможет организовать внимание детей, настроить на нужный лад, показать мир во всем великолепии его красок, сделать первые шаги к пониманию неизмеримого богатства русской поэзии, почувствовать поэзию самой природы.
Бывают исключения, когда можно отступить от структурирования прогулки: выпал мокрый снег, дети с самого утра говорят, что сегодня очень здорово можно поиграть и слепить снеговика, тогда проводим наблюдение «Липкий снег» и строим снежную крепость, снеговика и т.д., а еще лучше организовать соревнование между подгруппами. Деятельность на прогулке должна быть динамичной и разнообразной. Тогда у ребят и аппетит замечательный, и сон крепкий, и настроение хорошее.
Составленные прогулки охватывают широкий круг вопросов: закаливание детей, повышение их двигательной активности в разные периоды года, упражнения для индивидуального физического развития, опытно-экспериментальная деятельность, развитие речи и мелкой моторики рук. Предложен большой методический материал в виде стихов, загадок, пословиц, чистоговорок.
Предлагаем вашему вниманию одну из карт для старшего возраста.
Сентябрь
Карта №3
А). Наблюдение за живой природой. Цель: показать детям многообразие красок осени. Раскрыть понятие «листопад», продолжать развивать тактильное восприятие, умение описать его словами.
Загадка: Падают с ветки золотые монетки. (Листья)
Воспитатель напоминает детям, что наступила осень. Землю покрыли листья – все вокруг желто-красное. Поэтому осень называют золотой, обращает внимание детей, как один листик летит к земле, другой кружится, кружится и медленно ложится на землю. Уточняет, что листья легкие, поэтому они летят на землю медленно. Подул ветер, и много листьев с шуршанием полетело на землю – это листопад. Рассмотреть с детьми листья с разных деревьев. Обратить внимание, что поверхность у всех листьев разная (у березы – шершавая, у рябины – гладкая и т.д.).
Б). Наблюдение за неживой природой. «Ветер». Цель: конкретизировать и закрепить знания детей о ветре.
Ветрено, ветрено, /Вся земля/Проветрена!/Ветер листья с веток/разогнал по свету… (И.Токмакова)
С детьми послушать, как шуршат на ветру листья, бумажные ленточки, кружатся вертушки. Почему шуршат ленточки? Можно подбросить опавшие листики и посмотреть, как они кружатся и летят далеко.
В). Подвижная игра. «Пузырь». Цель: продолжать учить детей становиться в круг, делать его шире, уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.
Дети встают в круг со словами: «Раздувайся, пузырь,/Раздувайся большой,/Оставайся такой,/да не лопайся./Пух!» увеличивают его, на последние слова разрывают круг и приседают.
Г). Труд на участке. Цель: прививать детям желание заботиться о своем участке для игр.
Воспитатель предлагает детям собрать разлетевшиеся от ветра листья.
Д).Сюжетно-ролевая игра. «Автобус»: пассажиры едут на автобусе в далекое путешествие по разным городам и странам. Автобус ломается, водитель пытается его починить, некоторые пассажиры в этот момент помогают водителю, другие – идут осматривать окрестности. Дети сами предполагают, где они остановились (пустыня, лес, джунгли и т.д.). А может быть они попали в сказку. Путешественники увидели что-то интересное и торопятся рассказать остальным об увиденном. Цель: развивать фантазирование, продолжать учить детей гибко реагировать на поведение партнера, менять роли в ходе игры. Поощрять игровые действия детей с природным материалом (например, с красивыми цветными листьями деревьев. Атрибуты: предметы-заместители телефонов, инструментов для починки автобуса.
Е). Индивидуальная работа. Упражнение «Не задень». Цель: развитие ловкости.
Прыжки на двух ногах между кеглями, поставленными в один ряд длиной 3м.
Кроме стандартных прогулок проводятся игры-забавы, аттракционы, народные, хороводные игры, целевые прогулки.
В зависимости от погодных условий можно совмещать составные части нескольких карт.
Данный опыт пригодился мне при разработке проектов «Оснащение спортивной и проулочных площадок детского сада современными архитектурными формами», «Альпийская горка: полезные растения, травы и садовые цветы», «Профилактическая деятельность по предупреждению простудных заболеваний и поддержанию иммунитета дошкольника в детском саду и в домашних условиях». Все три проекта объединены темой детской прогулки, общей целью создания условий для охраны и укрепления физического и психологического здоровья детей в ДОУ современного типа. Ребята с удовольствием принимают участие в посадке цветов, овощей. Отмечая временные промежутки, наблюдают за всходами на своем маленьком огороде. Все это формирует позитивный эмоциональный настрой, каждый ребенок стремится оказать помощь, поучаствовать. А вечером радостно рассказывает родителям о том, что его помощь принесет пользу. В ходе комплексной работы мы получили результаты: все дети увлеченно заняты в поисково-познавательной деятельности, в играх, видна положительная динамика в развитии межличностных отношений, исключены случаи травматизма, сократилось число заболеваний ОРВИ, сформированная мотивация к деятельности является движущей силой в расширении кругозора и формировании детской компетентности. Воспитателями собран материал и оформлены альбомы с фотографиями целевых прогулок, наблюдений, опытов и экспериментов. Родители после презентации проектов и альбомов оказали посильную помощь в оформлении и озеленении участков. Таким образом, деятельность воспитателя на прогулке направлена на умственное, нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание, формирование и развитие речевых навыков на материале природного окружения. Опыт нашей работы может пригодиться и родителям: чтобы прогулка была интересной и занимательной для малыша, можно, используя указанные ниже литературные источники, организовать прогулку так, чтобы она превратилась в увлекательное путешествие, наполненное впечатлениями.
Помните, уважаемые коллеги, что высокое мастерство в сочетании с творчеством и фантазией, искренним желанием воспитать развитую личность сделают прогулку удивительной и неповторимой.
Список литературы:
- Времена года: стихи для чтения и заучивания в детском саду и начальной школе/Сост. и предисл. Нянковского М.А., худож. Куров В.Н. – Ярославль: Академия развития, 2006.
- Дошкольники на прогулке. Учебное пособие. – М.: Педагогическое сообщество России, 2005.
- Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы. М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Уланова Л.А., Иордан С.О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет. – Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.
|