Четверг
02.05.2024
11:12
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ Азовский детский сад "Солнышко" (Омская о...
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [10]

Поиск

Главная » Статьи » Мои статьи

Методическая помощь в организации прогулки с детьми дошкольного возраста. Из опыта работы старшего воспитателя I кв. кат. Кругляковой А.П.

Методическая помощь в организации прогулки для детей дошкольного возраста.

                                                                                                                                                                                       «Природа есть один из могущественных агентов в воспитании

 человека, и самое тщательное воспитание без участия

этого агента  всегда будет отзываться сухостью,

односторонностью, неприятной искусственностью»

К.Д.Ушинский

     В настоящее время важность и польза прогулки для дошкольников доказана многими специалистами, регламентирована продолжительность для каждого возраста. Закаливающее действие колебания температур, открытое пространство, общение с природой – все это благотворно сказывается на растущем организме, укрепляет физическое и психологическое состояние ребенка. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Такое познание осуществляется детьми в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. Перед учеными и практиками стоит задача осуществления эколого-валеологического образования, начиная с дошкольного детства, с позиций становления методологических основ, содержания и методических подходов.     В целях обновления и пополнения методических материалов я начала работу  по составлению прогулочных карт, содержание которых соответствует возрастному развитию, отвечает потребностям ребенка в физической активности, в познавательном,  эмоциональном развитии. Педагоги апробировали их в учебно-воспитательном процессе. В проведении прогулки хорошо ориентируются воспитатели со стажем, но когда приходит молодой педагог, то справиться с потоком информации ему достаточно трудно. Поэтому на методическом совете было принято решение составить банк прогулочных карт для каждой возрастной группы. Полезными будут консультации для воспитателей: «Занимательная физкультура для дошкольников», «Народные забавы и игры в воспитании дошкольников», «Роль художественного слова в эстетическом воспитании»; семинары: «Организация двигательной активности дошкольников в совместной деятельности», «Особенности составления и использования прогулочных карт».

     Условием успешного развития и воспитания детей на свежем воздухе является одновременное сочетание необходимых компонентов:

  1. Наблюдение за живой/неживой природой.
  2. Игровая деятельность.
  3. Трудовая деятельность.
  4. Индивидуальная работа.
  5. Самостоятельная деятельность детей.

     Последовательность составных частей зависит от предыдущей деятельности, от времени года, от индивидуально-возрастных особенностей, от познавательных интересов детей. Воспитатель может дополнить или заменить содержание частей на своё усмотрение, доработав карты, пополнив методическую копилку.

     Подготовка к прогулке происходит еще в группе: можно посмотреть в окно, сказать, что нас на участке ожидает сюрприз, или кто-то ждет (это может быть игрушка, приготовленная заранее), и сюжет прогулки закрутится вокруг этого момента, существенно не изменяя содержания карты.

     Необходимо подключать художественное слово: оно поможет организовать внимание детей, настроить на нужный лад, показать мир во всем великолепии его красок, сделать первые шаги к пониманию неизмеримого богатства русской поэзии, почувствовать поэзию самой природы.

     Бывают исключения, когда можно отступить от структурирования прогулки: выпал мокрый снег, дети с самого утра говорят, что сегодня очень здорово можно поиграть и слепить снеговика, тогда проводим  наблюдение «Липкий снег» и строим снежную крепость, снеговика и т.д., а еще лучше организовать соревнование между подгруппами. Деятельность на прогулке должна быть динамичной и разнообразной. Тогда у ребят и аппетит замечательный, и сон крепкий, и настроение хорошее.

     Составленные прогулки охватывают широкий круг вопросов: закаливание детей, повышение их двигательной активности в разные периоды года, упражнения для индивидуального физического развития, опытно-экспериментальная деятельность, развитие речи и мелкой моторики рук. Предложен большой методический материал в виде стихов, загадок, пословиц, чистоговорок.

       Предлагаем вашему вниманию одну из карт для старшего возраста.

Сентябрь

Карта №3

А). Наблюдение за живой природой. Цель: показать детям многообразие красок осени. Раскрыть понятие «листопад», продолжать развивать тактильное восприятие, умение описать его словами.

Загадка: Падают с ветки золотые монетки.  (Листья)

 Воспитатель напоминает детям, что наступила осень. Землю покрыли листья – все вокруг желто-красное. Поэтому осень называют золотой, обращает внимание детей, как один листик летит к земле, другой кружится, кружится и медленно ложится на землю. Уточняет, что листья легкие, поэтому они летят на землю медленно. Подул ветер, и много листьев с шуршанием полетело на землю – это листопад. Рассмотреть с детьми листья с разных деревьев. Обратить внимание, что поверхность у всех листьев разная (у березы – шершавая, у рябины – гладкая и т.д.).

Б). Наблюдение за неживой природой. «Ветер». Цель: конкретизировать и закрепить знания детей о ветре.

Ветрено, ветрено, /Вся земля/Проветрена!/Ветер листья с веток/разогнал по свету… (И.Токмакова)

С детьми послушать, как шуршат на ветру листья, бумажные ленточки, кружатся вертушки. Почему шуршат ленточки? Можно подбросить опавшие листики и посмотреть, как они кружатся и летят далеко.

В). Подвижная игра. «Пузырь». Цель: продолжать учить детей становиться в круг, делать его шире, уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.

Дети встают в круг со словами: «Раздувайся, пузырь,/Раздувайся большой,/Оставайся такой,/да не лопайся./Пух!» увеличивают его, на последние слова разрывают круг и приседают.

Г). Труд на участке. Цель: прививать детям желание заботиться о своем участке для игр.

 Воспитатель предлагает детям собрать разлетевшиеся от ветра листья.

Д).Сюжетно-ролевая игра. «Автобус»: пассажиры едут на автобусе в далекое путешествие по разным городам и странам. Автобус ломается, водитель пытается его починить, некоторые пассажиры в этот момент помогают водителю, другие – идут осматривать окрестности. Дети сами предполагают, где они остановились (пустыня, лес, джунгли и т.д.). А может быть они попали в сказку. Путешественники увидели что-то интересное и торопятся рассказать остальным об увиденном. Цель: развивать фантазирование, продолжать учить детей гибко реагировать на поведение партнера, менять роли в ходе игры. Поощрять игровые действия детей с природным материалом (например, с красивыми цветными листьями деревьев. Атрибуты: предметы-заместители телефонов, инструментов для починки автобуса.

Е). Индивидуальная работа.  Упражнение «Не задень». Цель: развитие ловкости.

Прыжки на двух ногах между кеглями, поставленными в один ряд длиной 3м.

Кроме стандартных прогулок проводятся игры-забавы, аттракционы, народные, хороводные игры, целевые прогулки.

В зависимости от погодных условий можно совмещать составные части нескольких карт.

         Данный опыт пригодился мне при разработке проектов «Оснащение спортивной и проулочных площадок детского сада современными архитектурными формами», «Альпийская горка: полезные растения, травы и садовые цветы», «Профилактическая деятельность по предупреждению простудных заболеваний и поддержанию иммунитета дошкольника в детском саду и в домашних условиях». Все три проекта объединены темой детской прогулки, общей целью создания условий для охраны и укрепления физического и психологического здоровья детей в ДОУ современного типа. Ребята с удовольствием принимают участие в посадке цветов, овощей. Отмечая временные промежутки, наблюдают за всходами на своем маленьком огороде. Все это формирует позитивный эмоциональный настрой, каждый ребенок стремится оказать помощь, поучаствовать. А вечером радостно рассказывает родителям о том, что его помощь принесет пользу. В ходе комплексной работы мы получили результаты: все дети увлеченно заняты в поисково-познавательной деятельности, в играх, видна положительная динамика в развитии межличностных отношений, исключены случаи травматизма, сократилось число заболеваний ОРВИ, сформированная мотивация к деятельности является движущей силой в расширении кругозора и формировании детской компетентности. Воспитателями собран материал и оформлены альбомы с фотографиями целевых прогулок, наблюдений, опытов и экспериментов. Родители после презентации проектов и альбомов оказали посильную помощь в оформлении и озеленении участков. Таким образом, деятельность воспитателя на прогулке направлена на умственное, нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание, формирование и развитие речевых навыков на материале природного окружения. Опыт нашей работы может пригодиться и родителям: чтобы прогулка была интересной и занимательной для малыша, можно, используя указанные ниже литературные источники, организовать прогулку так, чтобы она превратилась в увлекательное путешествие, наполненное впечатлениями.

         Помните, уважаемые коллеги, что высокое мастерство в сочетании с творчеством и фантазией, искренним желанием воспитать развитую личность сделают прогулку удивительной и неповторимой.

Список литературы:

  1. Времена года: стихи для чтения и заучивания в детском саду и начальной школе/Сост. и предисл. Нянковского М.А., худож. Куров В.Н. – Ярославль: Академия развития, 2006.
  2. Дошкольники на прогулке. Учебное пособие. – М.: Педагогическое сообщество России, 2005.
  3. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы. М.: ТЦ Сфера, 2008.
  4. Уланова Л.А., Иордан С.О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет. – Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.
Категория: Мои статьи | Добавил: sunness (04.12.2013)
Просмотров: 1260 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените сайт нашего детского сада
Всего ответов: 201

Сайты ОУ Азовского района

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024