Четверг
02.05.2024
02:11
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ Азовский детский сад "Солнышко" (Омская о...
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [10]

Поиск

Главная » Статьи » Мои статьи

Формы взаимодействия педагога и учителя - логопеда в работе по развитию речи дошкольников с нарушением речи. (Автор: учитель - логопед М.Ю.Котлинская)

   Одной из важнейших задач дошкольной педагогики на современном этапе ее развития, является совершенствование работы, направленной на определение путей и способов эффективного развития формирования навыков у дошкольников ХХI века. Преоритетным направлением является речевое развитие. Масштабное явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено множеством причин. Компьютерные технологии, прочно вошедшие в наш повседневный быт, укореняются очень быстрыми темпами, дают отрицательные плоды. Дети мало общаются, их речевой опыт ограничен, языковые средства малоинформативные и бедны. Речевое общение ограничено, интерес детей к чтению резко снижен и не востребован. Общество, отягощая родителей социальными проблемами, не позволяет уделять им достаточно времени и внимания многостороннему развитию своих детей. Всевозможные гаджеты, компьютеры, телевидение заменяют ребенку живое общение. Рассматривая эту серьезную проблему, необходимо отметить, что целенаправленное воздействие на всесторонне развитие личности ложится с большей ответственностью на систему дошкольного образования. В настоящее время существенно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Так, к моменту выпуска из детского сада они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи. Одним из важнейших условий успешного обучения в школе является развитие связной речи. Ребенок, который обладает хорошо развитой связной речью, сможет дать развернутые ответы на все сложнейшие вопросы. Последовательными, полными, аргументированными, логичными и точными станут его собственные рассуждения. М, М. Алексеева и В И. Яшина отмечали, что речевое развитие необходимо ребенку для последующего успешного обучения в школе. Исключительно при умелом овладении навыком пользования связной речью, у ребёнка формируется умение точно формулировать и в полном объёме грамотно излагать свои мысли. Ребенок пользуется не только бытовым словарным запасом, но и развернутыми выражениями художественных произведений. В дошкольном возрасте связная речь благоприятствует развитию у ребенка общительности и расположенности к речевому контакту с внешним миром. В этом заключается одна из функций связной речи - коммуникативная. [1.32.]

          На воспитателей, педагогов и специалистов возложены обязанности создания условий для развития речевой деятельности и речевого общения дошкольников. Образовательный стандарт дает нам четкие рамки работы, где соблюдены все условия развития личностных качеств дошкольника. При проведении образовательной деятельности по развитию речи, с учетом лексических тем, воспитатель уточняет, пополняет и активизирует словарный запас детей, начиная с раннего возраста; контролирует звукопроизношение грамматическую сторону речи в режимных моментах и на прогулке. Учитывая методические указания логопеда, воспитатель планирует индивидуальную работу по формированию графических навыков. Учитель-логопед на занятиях отрабатывает материал по звукопроизношению, звуковому анализу, обучает элементам грамоты и связной речи. 

        Для того, чтобы повысить уровень компетентности педагогов, мы провели анкетирование в ДОУ. Мы столкнулись с профессиональными трудностями в работе по развитию речи. Среди разных аспектов, которые были предложены к обсуждению, самым приоритетным оказался вопрос о речевом развитии. Мной был разработан ряд мероприятий, в которых педагоги смогли проявить и показать те знания и умения, которые они применяли в своей работе. Первое мероприятие мы провели в рамках конкурса «Лучший речевой уголок». Методические рекомендации и консультации помогли коллегам грамотно оформить и обновить дидактический материал. Картотеки и альбомы засияли новыми яркими красками. Творчески и с фантазией педагоги демонстрировали свои труды не только коллегам, но и родителям. Со своей стороны, я провела несколько мастер-классов для воспитателей: «Веселая артикуляционная гимнастика», «Биоэнергопластика – как способ развития речи ребенка». «Дыхательная гимнастика Стрельниковой - здоровьесберегающая технология». Тренинг по логоритмике с веселой зажигательной музыкой наглядно показал, что педагогам необходимо непрерывное развитие своих возможностей, поиск новых форм и методов работы, чтобы совершенствовать свои образовательные потребности. Отдельный блок работы по формам взаимодействия с педагогами заняли игры. На педагогическом совете я представила опыт работы по теме «Речевое развитие ребенка при помощи дидактических игр». Новые виды игр на липучках, вызвали особый интерес среди коллег. Дети с удовольствием играют, решая задачи, которые ставит педагог. «Логоминутки» и «Логотренинги», которые проводились в каждой группе, начиная с раннего возраста в течении двух недель, позволили воспитателям сравнить и проанализировать все недочеты в своей работе, непосредственно связанные с речевым развитием ребенка. Для детей старшего дошкольного возраста был подготовлен речевой материал, включающий все направления логопедической работы, игры по развитию общей и мелкой моторики, дыхательные, мимические упражнения, «Папка взаимодействия с воспитателем» была оформлена с методическими рекомендациями и соответствующими лексическими темами. Воспитатели с внедрили эту форму работы в календарно - тематическое планирование. После продолжительной совместной работы воспитателями подготовительных групп был проведен промежуточный мониторинг обследования детей, который показал значительную положительную динамику речевого развития детей. 

Таким образом, комплекс мероприятий, проведенный с коллективом воспитателей, позволил повысить их профессиональный уровень. Мы предполагаем, что именно такие формы и подходы в работе по взаимодействию воспитателя и учителя-логопеда, позволят устранить  недостатки в развитии речи дошкольников, и создадут условия для полноценного формирования навыков ХХI века дошкольников.

 

Список литературы:

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: ACADEMA, 2000. - 400
  2. Выготский, Л.С. Мышлениеречь и речь: собраниеречь сочиненийречь /Л.С. Выготский. В 6 т. Т.2. - М.: Просвещение, 2012. - 210 с.
  3. Филичева, Т.Б. Нарушения речи у детей/ Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Профессиональное образование, 1993. - 232 с.

Сведения об авторе: Котлинская М.Ю., учитель-логопед, Азовский детский сад Солнышко», с. Азово, Омская область.

Категория: Мои статьи | Добавил: sunness (28.09.2020)
Просмотров: 149 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените сайт нашего детского сада
Всего ответов: 201

Сайты ОУ Азовского района

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024